Русский космос
И хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы, умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе
Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы»
Постсоветский травматический синдром — интересный феномен, с которым ещё придётся разбираться социальным психологам. В нём причудливо сплелись в начале любовь, а затем ненависть к Америке; ностальгия по достижениям как Российской империи, так и Советского Союза; «наследование» врагов — поляков, турок, англичан; наконец, представление о «Золотом веке» и утерянных победах. Первый требует восстановления, вторые – отмщения.
Разберём же реакцию наших людей на прорыв SpaceX и разберём, где чистая радость, а где травма и горечь. С одной стороны, любой прогрессивный человек не может не радоваться новому достижению науки. Изобретение вакцины, полёт нового аппарата, синтез нового химического элемента — новости безусловно положительные, улучшающие нашу жизнь. В этом, общечеловеческом смысле, им радуются все — турки, венгры, китайцы, немцы, русские, американцы — словом, все люди планеты Земля.
Но, с другой стороны, есть то, что не позволяет нам просто стоять в ряду других празднующих и радоваться. Давно ли были времена, когда так же во всём мире восхищались нашими успехами? И может ли какой-нибудь другой из народов мира, смотря на Илона Маска, воскрешать в своей памяти Гагарина, Королёва и Леонова? Нет, не может. Потому что они — наши, уникальные и единственные, потому что они — русские. Первые в космосе.
И что же делать прогрессивному русскому человеку? Вытравливать из себя эту врождённую национальную гордость со словами: «Я человек мира»? Присоединиться к международному хору голосов, как в «Оде к радости»?
«Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!»
И как не смеяться теперь над «батутом Рогозина», над нашими батюшками, освящающими ракеты, над иконами в космических кораблях? Ведь прогресс — он там. А мы…
А что, собственно, мы? Карлики на плечах гигантов, жалкие потомки великих советских предков, разбазарившие остатки космической программы.
И не лучше ли нам оставить это сложное дело, забить на космодром Восточный и на запуски, упразднить всё к чертям и жить себе спокойно? Может, «и хорошо, кабы умная нация покорила бы весьма глупую»?
Не было бы в нашей истории 12 апреля 1961 года, мы бы могли так сделать. Но после того, как себе и всему миру доказали, что можем, отступать нам не пристало. Хочется, конечно, стать «нормальными», и выкинуть за борт корабля общечеловеческих ценностей и наши «Союзы», и ракеты, всё такое убогое и советское, очиститься от него и войти в стройные ряды человечества.
Хочется, но — нет. Наша доля другая — порадоваться со всеми, выпить бокал шампанского, а затем пойти в закуток, снять фрак, надеть комбинезон, шапку набекрень, цигарку в зубы и вперёд — мастерить новый русский прорыв. И придёт час нашего триумфа, и выпьют во всём мире за наш успех. И дело не в том, чтобы заткнуть всех за пояс или показать фигу.
Просто есть в нас дар Божий. Наперекор трудностям, судьбе назло – сотворить чудо. И взмывать к звёздам.
