«Карлыгаш. Там убили русского какого-то – и они пошли на магазин, бритые эти. Это не мы, мы ни при чем тут были. Только кто спрашивает? Никто не спрашивает. Сначала стекла все разбили, потом дверь выломали, потом бить всех начали. А я в чулане сидела. Молодые такие, громкие, и только кричат: «Россия для русских», «Россия для русских». Они не нашли меня, других нашли. Таня, Света, Лиза, Серик, Амантай – всем плохо было. Их в больницу потом отправили. А Наташа убежала, мешок денег забрала. Только потом нашлась все равно. На Красной площади фотографировалась. Карлыгаш подходит к качелям. Оборачивается к Зияш, лежащей на земле. Карлыгаш. Она у качелей детских лежала, во дворе. Много крови было, как она любила. Там уже «скорая» была, и полиция. Еще музыка играла зачем-то. А ее больше не было, так Аллах решил. Анау-мынау». Это концовка пьесы «Магазин» за авторством драматурга Олжаса Жанайдарова. По словам команды, воплотившей сценарий на сцене Альметьевского татарского драматического театра, — всё по реальным событиям. Сценарий называют даже документальным. Спектакль, естественно, вызвал восторг просвещённой публики. Из рецензии Коммерсанта: «В первую очередь потому, что в нем есть безоглядные, совершенно не провинциальные резкость и определенность высказывания — как социального, так и эстетического». Оттуда же: «Вплоть до мрачной диалектики финала — магазин и его хозяйка становятся жертвой банды бритоголовых, но для полумертвой Карлыгаш отмороженные ублюдки с битами оказываются нечаянными спасителями». Рецензия портала Театр To Go: «Магазин» — это очень страшный спектакль. Он проводит нас через невообразимую в XXI веке, но тем не менее реальную историю подчинения, рабства и насилия над человеческой личностью и свободой. Оттуда же: С одной стороны, он поднимает общую проблему дегуманизации человека, а с другой — укрепляет в мысли, что больше всего рискует потерять свою личность и нарваться на насилие или убивающее равнодушие тот, кто выглядит «нерусским». А значит, проводит четкую границу между «ними» и «нами» /// Девушке дают новое имя: из Карлыгаш, что в переводе значит «ласточка», она становится бесцветной Катей — и проводит дни и ночи среди таких же ненастоящих Маш и Насть /// при всей нужности и актуальности постановки, открытым остается вопрос о колониальности этой истории Если вы думали, что вопрос «казашка держит в рабстве казашку, кто виноват?» — достаточно однозначный, то вас, возможно, нужно посадить в тюрьму за экстремизм. Дурачочки, разве вы не видите, что главный враг в этой истории — это русский фашизм? Начиная от художественного символа закрепощения — переименования из цветной Карлыгаш в серую Катю (это бесконечный рефрен спектакля с нехитрой мыслью «русские — рабы», который подчеркивается декларациями героини-рабыни: «Пусть я умру, ничего не надо, я хочу на волю, ничего не надо, я хочу на волю, ничего не надо. Я не Катя. Я – не Катя. Меня зовут Карлыгаш! Меня зовут Карлыгаш!»), продолжая очеловечиванием рабовладелицы — все её действия продиктованы любовью к Аллаху и желанием построить мечеть на родине, заканчивая трагическим финалом — русские националисты врываются и всех убивают, драматург Жанайдаров показывает всем нам, кто есть общий враг. Самое печальное, что «Магазин» действительно основан на реальных событиях, а именно на истории с гольяновскими рабами. На протяжении нескольких десятилетий, казахская семья удерживала в продуктовом магазине иммигрантов из Средней Азии, которых: - Принуждала к труду - Принуждала к сексу - Принудительно изымыла и продавала детей - Принудительно опаивала водкой - Избивала - Назначала на должности персонажей из «Великолепного века» И русские националисты в этой истории тоже были — это Олег Мельников, основатель организации «Альтернатива», которая несколько раз освобождала из рабства Истанбековых среднеазиатских иммигрантов и продолжает освобождать их до сих пор. То есть простыня Жанайдарова — возмутительное хамство. Начиная с простой ксенофобии «русские имена = рабские имена», заканчивая подменой событий в документальном сценарии «русские националисты освободили несчастных рабов = русские националисты всех перебили, славя Россию». Всё это написано, поставлено и выпущено даже не на гранты, а напрямую из российского бюджета (Альметьевский татарский драматический театр ещё и государственный). Организация русского националиста Олега Мельникова «Альтернатива», спасшая 1300 человек из современного рабства за десять лет, не получила из государственного бюджета ни копейки. В общем, этим можно было закончить, но как русский националист я обязан хотя бы злобно прошипеть, потому что мало ли кому непонятно, что суть россиянского государства, россиянской культуры и россиянской прогрессивной общественности — это плюнуть русскому человеку в морду из-за рвущейся наружу зоологической ненависти. И ничто не сможет это изменить. Кроме русского сапога;)

Теги других блогов: насилие спектакль дегуманизация